Про школу и образование

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Beck
Сообщения: 8158
Зарегистрирован: 12 фев 2019, 19:48
Репутация: 61
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5961 Сообщение Beck » 20 янв 2022, 16:07

Это имеет смысл, когда дочь поступала и я смотрел рейтинг поступающих, то девушка с 300 баллами была только на 20 месте, при общем количестве мест 25 на бюджет. Поэтому моя учится платно :crazy:

Сам же рассказывал, что при поступлении на физмат конкурс идёт у кого лучше Русский язык сдан.

Завтра младший едет писать сочинение в ВШЭ.., по большому счёту для опыта :]
1984 пугает

Commercial

Флудилка№ 8 Да будет ветер Светлых перемен :)

Что бы не видеть рекламу после первого сообщения - необходимо зарегистрироваться и войти на форум.

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5962 Сообщение Ункл » 20 янв 2022, 17:26

Beck,
Сам же рассказывал, что при поступлении на физмат конкурс идёт у кого лучше Русский язык сдан.
Это среди ЕГЭшников, а таких в топовых вузах 20-30% от поступивших, остальные бвишники.

Накопились подробности образовательного процесса в МФТИ, которые я начинал выкладывать в московской ветке. Вдруг кому будет полезно или любопытно. По заведенной традиции простынки буду прятать под спойлеры.
Выявленные минусы «лучшего технического вуза страны», про плюсы я ранее подробно расписывал.
Спойлер
Сильная зависимость качества подачи материала от семинаристов. На потоке 15 групп, лектор по дисциплине, обычно, «знаменитость российского уровня», а вот те, кто ведет семинары (практику, т.е. по сути разбирает все то, что было на лекциях подробно, а также устраивает промежуточный контроль знаний), варьируются от вчерашних студентов и маразматичных бабок до преданных своему делу преподавателей, которые порой даже лучше самих лекторов. Моя старшая получила в первом семестре полный набор:
- По Питону у нее семинаристом был изначально лектор – Хирьянов, который весьма известен в образовательной ИТ-сфере. К нему на семинары приходило в 2-3 раза больше человек, чем есть в группе – с других групп. Он отвечал на любые вопросы, помогал советами, как можно сделать лучше и т.д. К сожалению, через месяц его вынужденно заменили на «вчерашнего студента».
- «Вчерашний студент» на вопросы отвечал в основном так «Ты че тупой?», «У тебя гугл отключили?». Атмосфера образовательного праздника на семинарах с его приходом сменилась на уныние.
- По общей физике семинаристом была пожилая женщина, которая значительную часть занятий уделяла просвещению студентов по темам ковида и вакцинации от него, выражаясь обычно лозунгами вплоть до «чипирования». Подход к преподаванию там тоже был очень своеобразный. Старшая решилась сдавать досрочный экзамен в октябре, отчасти, для того, чтобы больше не посещать семинары по физике.
- По мат.анализу был самый классный семинарист: отлично разбирающийся в предмете, понимающий и умеющий объяснять, внимательный к каждому студенту: если у кого-то на занятии возник вопрос, он не продолжит, пока вопрошающий не поймет его ответ. Он сразу раздал всем свою почту с предложением писать в любое время, если есть вопросы. Постоянно делал рассылки типа: сегодня в такой-то задаче был такой-то вопрос, мы его разобрали, но для более глубокого понимания рекомендую ознакомиться с… и к письму приложены сканы соответствующих страниц из книги. Не ссылка на книгу: ищите сами, а ровно то, что нужно, т.е. человек потратил свое личное время, нашел материал и отправил. Готов был сидеть со студентами до ночи, разбирая непонятное им. Даже во время дистанта находил возможности собраться очно для подготовки.
Еще один минус: такой разброс по «качеству» преподавателей создает проблемы не только в процессе обучения, но и сдачи экзаменов. Оценка за устный экзамен очень сильно зависит от преподавателя, к которому попадешь. У половины потока (около 90 человек) экзамен принимают 10-12 преподавателей, распределение по которым, в большинстве случаев рандомное со всеми вытекающими последствиями. Моя старшая на двух экзаменах попала на наихудшие из возможных расклады - на тех, кто в основном на пересду отправляет или удосы (удовл.) ставит. В итоге один из экзаменов сдавала почти 3 часа по принципу анекдотичного цикла: если студент отвечает на билет неправильно, то мне «все понятно», и я ставлю ему 2, если – правильно, то я задаю ему дополнительный вопрос; если он отвечает неправильно, то мне «все понятно», и я ставлю ему 2, если правильно… вопросы задаются, пока не станет «все понятно».
Есть полезный ресурс, на котором, в том числе, есть подробные досье на большинство преподавателей: общая информация, оценки по разным критериям в т.ч. и «халявности» и отзывы. Есть такие преподаватели, после неуда от которых студенты спокойно отлично по апелляции получают.
Еще один минус – очень высокая сложность учебной программы. Речь, главным образом, идет о математике. С мат.анализа в первый семестр улетают на пересду 30% студентов. Напомню, что речь о всеросниках, перечневиках, которых тут 70-80%, и тех, кто на ЕГЭ набрал около 300 баллов. Из них в первый семестр за неуспеваемость отчисляют до 10% студентов. Успешную сдачу мат.анализа хорошо характеризует вот эта картинка.
Изображение
Для многих «удос» это счастье. Закрыть сессию на стипендию (хоть один удос или пересда – без стипендии) считается успехом.
Я в математике в принципе всегда был хорош: олимпиадник довольно высокого уровня (и до сих пор в олимпиадную математику умею), политеховскими мат.диспциплинами владел и владею до сих пор прекрасно. Но когда я посмотрел задания семестровой и письменного экзамена МФТИ, я понял, что половину не смогу сходу решить – не хватает знаний. При чем многие задания – типовые, например, найти предел. Только функция там четырехэтажная и ни один из знакомых мне методов там не помогает. У моей старшей с математикой всегда было гораздо хуже, чем с физикой – на олимпиадах выше региона не поднималась. И в нашем неформальном рейтинге я по математике всегда был несопоставимо выше. А сейчас она уделывает меня, как котенка во многих задачах. У нее в принципе образ математического мышления поменялся. Она стала видеть решения в нетривиальных задачах гораздо быстрее меня, и эти решения изящнее моих. Т.е. тут программа по мат.дисциплинам построена так, чтобы научить студентов думать на языке математики. Там даже банальные арифметические операции вводятся заново, а не как в школе: таблица сложения, умножения. Это все делается для того, чтобы в дальнейшем они без проблем могли работать с актуальными физическими проблемами. Поэтому такой подход со сложной программой, нмв, вполне оправдан.
Считается, что даже на мехмате МГУ, где математика – основной профиль, мат.диспциплина, по крайней мере на первых курсах, гораздо проще. Поэтому поступить в МФТИ еще не самое сложное, нужно еще и выжить в первые семестры. Мат.анализ ведет весьма известный Рома (так он подписывается сам во всех письмах-рассылках – «Рома») Карасев, некогда абсолютный победитель межнара по математике. В силу своей проф.деформации он считает студентов более понимающими в математике, чем есть на самом деле, а потому подача материала у него идет соответственная (ликвидировать возможные проблемы – задача семинаристов). И когда возникает из аудитории какой-то вопрос ответ на, который на его взгляд очевиден, он спокойно и вполне понятно отвечает, но иногда может вставить фразу типа «Вас что ли по олимпиаде Физтех сюда взяли?» или «Вот, что бывает, когда объединяют Физтех-школы». Поясню, нынешняя физтех-школа (аналог факультета) ЛФИ (топовая) получилась из объединения двух ФОПФ (топовая) и ФПФЭ (слабая). Рома ранее преподавал для ФОПФа, а после объединения любит подчеркивать просевший уровень студентов, которых набирают, в том числе, и по слабым, на его взгляд, олимпиадам, что в итоге приводит к тому, что они не понимают мат.анализ и становятся кандидатами на отчисление уже в первом семестре.

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5963 Сообщение Ункл » 20 янв 2022, 17:42

Про особенности организации учебного процесса, сдачу экзаменов, балльно-рейтинговую систему.
Спойлер
Дисциплины из учебного плана можно разбить на основные (по ним сдаются экзамены) и неосновные (по ним сдаются зачеты, в большинстве случае дифференциальные – с оценкой, которая влияет на средний балл, стипендию и т.д.)
По основным дисциплинам особенности следующие: балльно-рейтинговая система (БРС) и задавальник.
БРС это система оценивания работы студента в течение семестра: сдача заданий, семестровая контрольная, коллоквиум, письменный экзамен, устный экзамен – все это оценивается в баллах, суммируется и переводится в итоговую оценку. Т.е. возможен такой сценарий, при котором неуд за устный экзамен, который имеет максимальный вклад итоговую сумму, дает положительную оценку в зачетку. Для примера расклад по БРС для мат.анализа https://mipt.ru/education/chair/mathema ... вМА_21.pdf
Высокая сумма БРС перед устным экзаменом, как правило, дает право студенту по желанию сдавать лектору, который, обычно, имеет довольно высокую «халявность». Нужно про эту фичу знать и заранее сообщить семинаристу о своем желании сдавать лектору. Моя старшая про это не знала, хотя имела высокий БРС. Зато теперь знает. Т.е. по сути хорошая работа в течение семестра позволяет рассчитывать не только на высокую итоговую оценку, но и получить защиту от попадания на экзаменатора-«факера».
Задавальник это книжечка, оформленная в стиле книг из «Гравити фоллс», в которой содержатся все задания, которые необходимо выполнить за семестр, дедлайны их сдачи, и т.д. Т.е. уже в начале семестра студент имеет на руках информацию о том, что и когда ему нужно сдать, и может выстраивать свой тайм-менеджмент. Некоторые решают весь задавальник в первый же месяц, сдают его и ходят только на промежуточные аттестации.
Из неосновных дисциплин в первом семестре были: Введение в программирование на Python, Английский, Физкультура, История (в следующих семестрах подобной гуманитарки больше не будет, только философия перед самым выпуском) и Горизонты физики (по сути введение в специальность – приходят представители базовых кафедр, коих на Физтехе больше сотни, и рассказывают, чем занимаются, что могут предложить студентам и т.д.).
История относительно халявный предмет – пара тестов, и реферат с проверкой на плагиат с самыми жесткими настройками (т.е. проверка перефразирований и т.д.). Реферат памятнике в городе студента должен быть написан по структуре типовой научной работы с поиском литературных источников, документации по основным событиям и т.д. Т.е. вроде бы история, но при этом студентов заставляют учиться писать правильно структурированные научные тексты, что пригодится в дальнейшем.
Английский и физкультура – предметы, из-за которых можно запросто вылететь из института. По физ-ре зачет простой (без оценки) – достаточно 25 посещений в течение семестра. Направлений – на любой вкус, плюс есть множество секций, которые идут в зачет (кроме шахмат).
Английский – профильный предмет, т.к. современная наука это сплошные коллаборации, а потому, чтобы ею полноценно заниматься, нужно хорошо владеть английским. Курс английского здесь отличный – в среднем за семестр на один уровень его поднимают, например, с А1 до А2 и т.д. На старших курсах добавляется еще один иностранный язык по выбору, вплоть до японского/китайского, но большинство берут вторым языком «технический английский» или «английский для делового общения». Моя старшая ходила в школе к репетитору, чтобы знать язык. По входному тестированию в Физтехе ее распределили в группу В2/С1, за семестр натаскали так, что она уже нам научные статьи для публикации в зарубежных изданиях переводит.
Горизонты физики – скучны, как правило. Есть набор из десятка популярных перспективных кафедр, представители которых собирают полную аудиторию. Более информативными в этом плане являются неформальные встречи с магистрами, аспирантами при базовых кафедрах, которые рассказывают наиболее интересные вещи: как поступили, что для этого нужно, сколько зарабатывают, в каких проектах участвуют, часто ли ездят на заграничные мероприятия и т.д. Такие встречи устраиваются периодически профкомом. Зачет по горизонтам выставляется на основе результатов теста – достаточно набрать половину правильных ответов.
Процесс сдачи устного экзамена происходит в среднем так: семинарист собирает электронные студенческие билеты (пластиковые карты с NFC, которые заменяют пропуск в общагу, здания института и т.д. – бумажных зачеток нет), запускает свою группу в аудиторию и распределяет студбилеты по экзаменаторам, т.е. студент, за исключением описанного выше сценария повлиять на выбор того, кому он будет сдавать, не может. Тянутся билеты, подготовка, сдача экзамена. Если по результатам сдачи принимающий и студент не пришли к консенсусу по поводу оценки, то студента могут отправить к лектору, который принимает окончательное решение. Также можно подать апелляцию уже после выдворения из аудитории. Как правило, она ничего не дает, но есть несколько экзаменаторов, после подачи апелляции на которых, студенты получают приемлемые оценки.
Интереснее всего проходят экзамены по физике, т.к. в них кроме вопроса по билету и задач, есть вопрос по выбору (ВПВ). Это самостоятельная научная работа в миниатюре, тему которой выбирает сам студент заранее. Особенно ценятся экспериментальные направления, которые демонстрируются прямо на экзамене. Иногда все присутствующие в аудитории бросают свои занятия и наблюдают за экспериментом. При чем, для подготовки к ВПВ предоставляются довольно обширные возможности: доступ к лабораторному оборудованию, инструментам и материалам для изготовления необходимых предметов, в т.ч. и 3д-принтеру. Среди лучших ВПВ проводится конкурс, победителей которого награждают денежными призами. Нмв, отличный подход к стимулированию студентов на научную деятельность.

Аватара пользователя
Beck
Сообщения: 8158
Зарегистрирован: 12 фев 2019, 19:48
Репутация: 61
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5964 Сообщение Beck » 20 янв 2022, 18:35

Удивительно, как плотно вы общаетесь, я не знаю большинство предметов, которые дочка изучает :add: прям завидно :]
1984 пугает

Аватара пользователя
Видка
Сообщения: 21720
Зарегистрирован: 08 апр 2019, 18:49
Репутация: 486
Пол: Женский

Про школу и образование

#5965 Сообщение Видка » 20 янв 2022, 20:24

Ункл, ты суперкладезь информации, спасибо!

Как у студентки впечатления от самостоятельной жизни в столице?
Все нравится?

Учатся всегда очно или бывают онлайнуроки?

По Москве гулять успевает?

Домой хочет, хотя бы в гости?
С ужасом наблюдаю, чем это закончится.
"Вся мускулатура нации направлена на зажмуривание"...

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5966 Сообщение Ункл » 21 янв 2022, 10:27

Beck,
Удивительно, как плотно вы общаетесь, я не знаю большинство предметов, которые дочка изучает
Я - любознательный, мне безумно интересны подробности, нюансы в различных областях. Поэтому, когда есть возможность удовлетворить свое любопытство в интересующей меня области, я стараюсь ею воспользоваться. Со старшей, если у нее есть возможность, почти каждый день созваниваемся (по ее сигналу) и подолгу разговариваем обо всём. Она в первом семестре сразу в БАКовскую (Большой Адронный Коллайдер) тематику полезла (МФТИ в нескольких его коллаборациях участвует) и столько мне интереснейшей информации из этой области притащила, что я сам бы не смог столько нарыть, т.к. там практически все на очень специфичном английском. На этом фоне уже есть предложение поработать на коллайдере NICA, который в 2022-м планируют запустить в Дубне на базе объединенного института ядерных исследований. Это, кстати, тот же институт, что и уникальный подводный нейтринный телескоп на Байкале запустил - там тоже мфтишные студенты участвуют. Про карьерно-научные перспективы студентов будет отдельная портянка.

Видка,
Как у студентки впечатления от самостоятельной жизни в столице?
Если цитировать ее, то "норм". Судя по тому, что рассказывает сама, главное впечатление - чисто потребительское: доступность, обилие и разнообразие интересующих ее товаров, скорость их доставки (час вместо привычной нам недели), автоматизация многих процессов, позволяющая интровертам, вроде нее, комфортно себя чувствовать в большинстве ситуаций.
Все нравится?
Не все: слышимость в ее доме (где-то по соседству с ней живет студент-"певун", который значительную часть дня комментирует в песенной форме свои действия, вплоть до "что-то жопу я не вытер, да-да-да, да-да-да"), плохое качество катков в пешей доступности (хорошие, ну очень далеко, а для нее фигурное катание - любимое хобби, не связанное с наукой), ограниченная территория кампуса (т.е. территория, по которой можно безопасно гулять, а ей нравится наматывать 10-15 км в день по разным маршрутам, тут приходится кругами ходить) и т.д. Но это мелочи по большому счету: слышимость - в общаге гораздо хуже условия, катки - вычислила время заливки, после которой лед приемлемый, и ходит кататься после нее, ограниченная территория - когда есть возможность, ездит гулять в московские парки.
Учатся всегда очно или бывают онлайнуроки?
Был период, когда на дистант закрывали (ненадолго, Вышку тогда, вообще, до конца семестра на дистант вывели), примерно через неделю сделали частичный дистант: лекции, физкультура и английский - дистанционно, семинары и лабораторные очно, еще через пару недель дистант свернули. НО: все лекции дублируются онлайн + записи позже в лекторий заливаются, их можно посещать дистанционно даже вне дистанта.
По Москве гулять успевает?
По выходным в основном, и преимущественно по знакомым местам. Ей, обычно, пофиг где гулять, главное - движение.
Домой хочет, хотя бы в гости?
Она прилетала на праздники, потом улетела сдавать последний экзамен, и еще на каникулы планирует вернуться. При чем в первый приезд было ощущение, что и не уезжала никуда - возможно из-за частых созвонов.

Аватара пользователя
Видка
Сообщения: 21720
Зарегистрирован: 08 апр 2019, 18:49
Репутация: 486
Пол: Женский

Про школу и образование

#5967 Сообщение Видка » 21 янв 2022, 18:05

Про Украину молчат, а вот школьников поймали, колют.

Точно они :confused:
В Красноярске задержали школьников за отправку сообщений о лжеминировании.

Скорее всего, вы часто видите новости о минировании учреждений в разных регионах России.
Последний месяц такие минирования происходят очень часто, чуть ли не каждый день. Недавние сообщения о лжеминировании в Красноярском крае, например, начинались так:

«Ну что ж... сегодня будем играть? Хорошо) Мины находятся в детских садах, школах).
Также я заминировал церкви, 2 Автовокзала (Восточный и Междугородний).
И жд вокзал, злобино.
Вы не выполнили моих требований, вчера.
Сегодня будем продолжать, как и обещал.
Жизни я вам не дам».

Ситуация с минированиями стала настолько тяжкой, что в местном правительстве несколько дней назад даже решили отказаться от постоянных эвакуаций – школы и детские сады просто взяли под круглосуточную охрану сотрудников полиции и Росгвардии.

Сегодня в Красноярске задержали группу школьников, которые, по версии следствия, и делали эту рассылку.
Подростки пояснили, что таким образом они просто шутили и никаких заказчиков у них не было.
Вышли на школьников через почту – видимо, один раз они допустили ошибку и отправили сообщения не через ВПН.
Кроме того, о своих приколах они рассказывали друзьям.

Сейчас с задержанными работают сотрудники ЦПЭ — не исключено, что школьники отправляли сообщения не только по родному краю, но и по всей России.
С ужасом наблюдаю, чем это закончится.
"Вся мускулатура нации направлена на зажмуривание"...

vladber
Сообщения: 4801
Зарегистрирован: 11 апр 2019, 09:09
Репутация: 189
Откуда: Красноярск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5968 Сообщение vladber » 21 янв 2022, 20:02

В Красноярске задержаны несколько школьников, рассылающих письма о минировании объектов. Сами задержанные объяснили это шуткой, сообщает ТАСС со ссылкой на источник.

В правоохранительных органах пояснили, что ученики рассылали письма с угрозами в школы, детские сады и другие объекты. Все угрозы оказались ложными.
https://www.bfm.ru/news/491136

Ну я же говорил - местные это! Не будут УКРЫ или кто там Ирбей или Новую Печору минировать (или где там было-то)...

А ну и левые всякие, негосударственные сервисы VPN, запретить надо, вместе с майнерами и криптой, а то мало ли что, школота вон сколько Яровую по носу била.

Аватара пользователя
Видка
Сообщения: 21720
Зарегистрирован: 08 апр 2019, 18:49
Репутация: 486
Пол: Женский

Про школу и образование

#5969 Сообщение Видка » 21 янв 2022, 22:32

Чот слошеом обширно для местных, очень много регионов, суды "минируют", сегодня сады и школы Керчи, Самары, не похоже на школьников
С ужасом наблюдаю, чем это закончится.
"Вся мускулатура нации направлена на зажмуривание"...

vladber
Сообщения: 4801
Зарегистрирован: 11 апр 2019, 09:09
Репутация: 189
Откуда: Красноярск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5970 Сообщение vladber » 21 янв 2022, 22:56

Может какое сообщество долбанутых, раскиданных по регионам и где-нибудь в даркнете сидящих, козни строящих.

Аватара пользователя
Kolya
Сообщения: 2963
Зарегистрирован: 09 апр 2019, 09:44
Репутация: 21
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5971 Сообщение Kolya » 21 янв 2022, 23:03

Ункл писал(а): 21 янв 2022, 10:27 На этом фоне уже есть предложение поработать на коллайдере NICA, который в 2022-м планируют запустить в Дубне на базе объединенного института ядерных исследований. Это, кстати, тот же институт, что и уникальный подводный нейтринный телескоп на Байкале запустил - там тоже мфтишные студенты участвуют.
Круто :good: :)

Аватара пользователя
Beck
Сообщения: 8158
Зарегистрирован: 12 фев 2019, 19:48
Репутация: 61
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5972 Сообщение Beck » 22 янв 2022, 00:18

видимо сей процесс был для того, чтобы по просьбам трудящихся запретить VPN а то ишь чего вздумали
1984 пугает

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5973 Сообщение Ункл » 22 янв 2022, 15:02

Kolya,
Круто
Ну да, NICA и нейтринный телескоп - крутейшие проекты на острие передовой современной науки. При чем, это чисто фундаментальные проекты без монетизации в ближайшем будущем. Крутых прикладных "коммерческих" научных проектов у нас много, а вот столь масштабная фундаменталка (по крайней мере физическая) в основном в коллаборациях на зарубежных базах. Тут тоже коллабы с иностранными институтами - сейчас подобная наука интернациональна, но основной вклад идет российский, и меня это вдохновляет. На фундаменталку сейчас в России немалые деньги выделяются.
Ниже под катами мои "научпоп"-портянки про эти два проекта - меня они очень впечатлили (сначала дочь рассказала, потом я сам теорию и научные статьи поковырял), вдруг кого тоже заинтересует.
Про нейтринный телескоп на Байкале.
Спойлер
Одна из основных фишек нейтрино - слабое взаимодействие с веществом, благодаря чему они имеют невероятную "проникающую способность" и способны преодолевать десятки световых лет, при относительно небольшой энергии. Окружающее нас пространство пронизано нейтрино, которые идут от звезд, центра Земли и т.д. И потенциально их исследование позволит получить колоссальный объем информации об устройстве Вселенной. Но главное "достоинство" нейтрино является и его главным "недостатком" - слабое взаимодействие с веществом создает проблемы для регистрации нейтрино датчиками. Поэтому для их "обнаружения" используют датчики огромного объема, чтобы повысить вероятность столкновения нейтрино с атомами вещества и "зафиксировать" его. Этим, как раз, занимаются нейтринные телескопы. Самый большой телескоп до появления байкальского - ice cube имеет объем в 1 кубический километр (эффективный объем, естественно, меньше - 0,4 куб.км). Он расположен в Антарктике во льду на глубине от 1,5 до 2,5 км - тоже впечатляет. При чем, сам лед является частью телескопа - именно с его веществом взаимодействуют нейтрино, а гирлянды детекторов регистрируют возникающее при этом излучение (очень упрощенное описание). Байкальский аналогичный, только вместо льда - вода, глубина примерно от 0,7 км до 1,2 км, эффективный объем 0,45 куб.км (в планах эффективный объем 1 куб.м.). При этом, в воде свет меньше рассеивается, поэтому разрешение байкальского телескопа выше. И вся эта конструкция нужна, чтобы отловить нейтрино в определенном диапазоне энергий, который позволяет однозначно отделить нейтрино "прилетевшее из далекого космоса" от тех, что рождаются в атмосфере Земли. Таких нейтрино регистрируется не более 10 в год, но они позволяют узнать принципиально новую информацию об испустивших их объектах. Подчеркну: ради 10 событий в год, строят такую вот махину, эксплуатируют ее, обслуживают... Но зато тут потенциал на несколько нобелевских.
Про NICA.
Спойлер
Это узкоспециализированный коллайдер, заточенный преимущественно на получение и исследование кварк-глюонной плазмы (КГП). Например, на базе БАК (большого адронного коллайдера) решают множество различных задач, в т.ч. и с КГП. Но конкретно в этом направлении на БАКе уперлись в определенную проблему - расписывать не буду, не о нем речь. Что такое КГП? Адроны (класс частиц с определенными свойствами, к которому относятся в т.ч. нуклоны, т.е. частицы из которых состоят ядра атомов) состоят из кварков (согласно Стандартной Модели - именно так заглавными буквами, это та, где бозон Хиггса и вот это вот все, и которая имеет огромную экспериментальную базу подтверждающую ее справедливость, а также не малую базу, которая выходит за рамки Стандартной Модели). Т.е. кварки это что-то вроде "кирпичиков", из которых строятся адроны. При этом, кварки "зацементированы" внутри адронов явлением под названием "конфайнмент", из-за которого кварки в свободном состоянии не наблюдаются, а только в виде некоторых "объединений": 2-кварка, 3-кварка и т.д. Этим цементом являются глюоны - "переносчики" сильного взаимодействия (как фотон у электромагнитного). Сильным оно называется потому, что оно п..ц какое сильное - в 10 в 38-й степени сильнее гравитационного. Но если адроны разогнать, как следует (до скоростей близким к скорости света), да столкнуть друг с другом, то при достаточной энергии взаимодействия они разлетятся на "кирпичи" и "куски цемента" - этим собственно и занимаются на коллайдерах (collide - сталкиваться). Но "кирпичи" довольно быстро собираются в новые конструкции (частицы), а те потом в еще более новые и т.д., при чем время жизни новых частиц измеряется в 10 в минус 26 степени секунд. т.е. 0,00000...(26 нулей в сумме)1 с, т.е. зафиксировать такие события крайне сложно, но это давно научились делать. Так вот, если разогнать тяжелые ядра (обычно, свинца) до скорости 99,99% от скорости света, да столкнуть, их разрывает так, что образуется кварк-глюонная плазма - кварки (и их античастицы) и глюоны в свободном состоянии. Считается, что сразу после Большого взрыва первые мгновения (порядка 0,000....1 секунды) наша Вселенная пребывала именно в таком виде. Довольно быстро кварки начинают под действием глюонов объединяться, образуя адроны (по сути вещество). Температура КГП в сто тысяч раз превышает температуру солнца, давление в 10 в 30-й степени раз превышает атмосферное. И такие условия создаются на Земле в рамках научного эксперимента в некоторой точке пространства :dread: И такое вот будут исследовать на нашей NICA. Зачем? Главным образом, чтобы лучше понять законы мироздания - там очень много задач решается на базе таких исследований.

Аватара пользователя
Kolya
Сообщения: 2963
Зарегистрирован: 09 апр 2019, 09:44
Репутация: 21
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5974 Сообщение Kolya » 22 янв 2022, 15:11

Ункл, страшные вещи творят эти учёные :)

vladber
Сообщения: 4801
Зарегистрирован: 11 апр 2019, 09:09
Репутация: 189
Откуда: Красноярск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5975 Сообщение vladber » 25 янв 2022, 15:38

По центральному БизнесФМ:
Красноярские школьники признались в рассылке сообщений и в другие регионы. По логике некоторых местных, именно на наших решили за всю страну отыграться (спихнуть вину). Кому и почему не угодил Красноярск, что именно нас завиновить решили, всю страну успокоить? Или все таки именно последняя волна местной школотой организована?

A_N_D_R_E_I
Сообщения: 18901
Зарегистрирован: 05 апр 2019, 20:26
Репутация: 0
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5976 Сообщение A_N_D_R_E_I » 25 янв 2022, 15:55

Dr Bradis писал(а): 21 янв 2022, 23:34 Это вранье, про "местную школоту".
а враньё про враньё может быть? :confused:
Широкоформатная и интерьерная печать. Лазер. Плоттер. Вывески. УСЛУГИ АВТОВЫШКИ 15 метров. 294-99-44 :profi:

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5977 Сообщение Ункл » 26 янв 2022, 10:59

Продолжу портянки.
Про систему Физтеха. Концепции «Вам никто ничего не должен» и «Занимание чужого места».
Спойлер
«Система Физтеха» была сформулирована одним из его основателей – Капицей:
1. Отбор наиболее одаренных.
2. Участие ведущих ученых в обучении студентов
3. Индивидуальный подход к студентам
4. Воспитание студентов в определенном формате, чтобы они потом без проблем работали в научных коллективах.
Сейчас эта система, по-прежнему, работает в том или ином виде:
1. Отбор – работает, главным образом, через БВИ.
2. Участие имеется, вплоть до нобелевских лауреатов, но оно появляется, как правило, на 2-3 курсе, когда студент закрепляется на базовой кафедре. Хотя тут зависит от базовой кафедры.
3. Индивидуальный подход – имеется, но тоже зависит от преподавателей. Моя старшая попала под индивидуальный подход в первый же семестр, включив в индивидуальный план дисциплину «Практика научных семинаров», в рамках которой можно выбрать несколько сценариев обучения. Почти все выбрали менторский: закрепление за аспирантом/магистром, получение научной задачи, выполнение ее с последующим докладом). Моя выбрала – статейный сценарий: выбор актуального препринта или научной статьи с arxiv (обычно это весьма сложные англоязычные портянки текста), исследование ее с самостоятельным разъяснением незнакомых терминов и обозначений (а их масса, т.к. зачастую в русском языке нет однозначных аналогов многих физических определений, поэтому для исследования 1 статьи, еще 10 англоязычных источников нужно найти и изучить), составление отчета и журнала рабочего времени с последующим докладом на семинаре, за семестр 3 статьи – по месяцу работы над каждым. Так вот, начиная со второй статьи по этому направлению моя дочь работала одна, остальные ушли к менторам. И отчетные семинары по каждой статье (кроме первой, там отчитывалась еще одна студентка) у нее были один на один с неким Киселевым, который является местной легендой: бывший декан ФОПФа/ЛФИ, много сделавший для развития физтех-школы и базовых кафедр, а ныне директор кластера академической и научной карьеры МФТИ. И вот такой важный человек приходил ради одного студента на занятие, при этом довольно оперативно отвечал на любые вопросы, заданные на личную электронную почту.
4. Воспитание косвенное имеется через поддержку физтеховского «комьюнити», круглосуточном доступе в боталки в корпусах института, где студенты могут продуктивно работать, в т.ч. коллективно, и прочие мероприятия.
Это все официальные элементы системы Физтеха, но я бы сюда включил еще два очень заметных элемента: «Вам никто ничего не должен» и «Занимание чужого места». Обе концепции меня зацепили потому, что я использую их в мотивации своих детей именно в такой дословной форме.
Первую концепцию озвучил Киселев на первосентябрьской встрече с первокурсниками (вольная интерпретация сказанного): «Вы теперь самостоятельные личности и многие из вас считают, что вы никому ничего не должны (естественно в рамках определенных ограничений). Родителям, окружающими и т.д. Это действительно так, но главное понимать, что это работает и в другую сторону: вам тоже никто ничего не должен. Никто не будет бегать за вами, тратить свое личное время сверх того, что закреплено в расписании. Вы получите ровно то, что заработали сами.» Замечательная, на мой взгляд, концепция, способствующая развитию навыков самостоятельного решения проблем, в т.ч. и научных. Учил и учу своих детей ориентироваться именно на нее, зачастую бывает так, что кто-то все-таки должен и в итоге что-то дает, и порой немало, но это отчасти следствие упорной работы в рамках этой концепции.
Но порой возникает ощущение, что этот принцип на Физтехе местами возвели в абсолют, вплоть до того, что вам и сообщать принципиально важные для вас организационные момент «никто не должен» - ищите сами, где хотите. До сих пор не оформили банковскую карту для стипендии (хотя ты писал при поступлении соответствующее заявление)? Ну так надо новое заявление, а сообщать тебе об этом никто не должен – сам узнавай. Информация по времени экзамена расположена на сайте принимающей кафедры, но информации об этом в официальных источниках нет. Преподаватель просохатил бумажные копии отчетов по лабам, хотя принимал по ним защиту, за которую выставил отлы, и проставил соответствующие неуды (за отсутствие бумажного отчета), а ты находишься в неведении об этом, потому что «никто не должен» тебе показывать журнал до наступления зачетной недели. Скоро сдавать реферат по истории, но ни темы, ни требований ты не знаешь? Ну я скинул вашему старосте все данные, но сообщать он об этом вам лично «не должен». И вот таких мелких проблем, для решения которых надо проявлять инициативу, куда-то звонить, писать, приходить, спрашивать, требовать, довольно много и все в разных местах. Даже личных кабинета у каждого студента 3 штуки:
-основной, в котором по сути всё, что нужно содержится от учебного плана и заказа справок, до начисления стипендии, оплаты за общежитие и записи к врачам,
-moodle (система электронных курсов, которая часто используется для дистанционки) – в ней реализована текущая учеба (расписание занятий, текущие оценки и т.д.), но по факту в этом кабинете были только тесты по истории и сдача реферата по ней же. По остальным предметам там даже оценок не было,
-lms – тоже система электронных курсов, которую использует кафедра иностранных языков, и на ее базе реализованы домашние задания, тесты, оценки по английскому. И это система – здорового человека, именно так оно все и должно функционировать: видно задания, график сдачи, текущий прогресс и т.д.
Не знаю, почему так реализовано, иногда создается впечатление, что это умышленно для развития самостоятельности в рамках «системы Физтеха».
Концепцию «Занимания чужого места» я, обычно, использовал как аргумент против разного рода академического мошенничества при участии в олимпиадах, сдаче ОГЭ и ЕГЭ и т.д., т.е. когда человек, куда-то проходит не за счет личных качеств, соответствующих полученному месту, а за счет «хитрожопости», которая в рассматриваемых сценариях полученному месту не соответствует. И такой человек в итоге занимает место кого-то более талантливого, но нехитрожопого.
В Физтехе многие преподаватели используют словосочетание «Ты занимаешь чужое место» в отношении студентов, которые страдают фигней в течение семестра: Ты поступил в лучший технический вуз страны, в вуз с самым высоким средним баллом ЕГЭ, обойдя большое количество талантливых претендентов, и вместо того, чтобы учиться и пользоваться предоставляемыми возможностями, ты бухаешь, играешь в доту и т.д. Вместо тебя здесь мог быть тот, кто учился бы – ты занимаешь его место. И многие, озвучивающие эту концепцию довольно активно стараются избавить Физтех от этой скверны. Несколько примеров на основе реальных историй:
- Человек приходит на экзамен. У него низкий БРС. Принимающий смотрит на посещаемость, спрашивает о причине, и, если она неуважительная, не очень лояльно принимает экзамен так, что вместе с низким предшествующим БРС человек улетает на пересду.
- Человек приходит на пересду, а ее принимает самый непримиримый борец со скверной. Принимающий приглашает всех пересдающих в аудиторию и сообщает: я вам все уже поставил неуд, т.к. вы все сюда попали по одной причине и вам в Физтехе – не место.
- Человек приходит на пересду, хорошо подготовившись, изучив всю программу семестра за неделю. Попадает на довольно вменяемого преподавателя, который перед ним поставил удосы тем, кто пересдавал ранее и большую часть неуверенно мямлил. Человек бодро отвечает по билету и на кучу доп.вопросов. Экзаменатор, посмотрев журнал, заявляет: я вижу, что ты очень способный, и мог бы учится на хор и отл, но ты уже не первый семестр пинаешь балду, занимая чужое место, поэтому я поставлю тебе неуд.
Жестковато, даже на мой вкус, хотя я не понимаю зачем рвать жопу, чтобы поступить сюда, потом бездельничать. Хватает престижных вузов, где гораздо легче учиться и проще поступить.

A_N_D_R_E_I
Сообщения: 18901
Зарегистрирован: 05 апр 2019, 20:26
Репутация: 0
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5978 Сообщение A_N_D_R_E_I » 26 янв 2022, 11:15

Ункл писал(а): 26 янв 2022, 10:59 «Вы теперь самостоятельные личности и многие из вас считают, что вы никому ничего не должны (естественно в рамках определенных ограничений). Родителям, окружающими и т.д. Это действительно так, но главное понимать, что это работает и в другую сторону: вам тоже никто ничего не должен. Никто не будет бегать за вами, тратить свое личное время сверх того, что закреплено в расписании. Вы получите ровно то, что заработали сами.»
:good:
Широкоформатная и интерьерная печать. Лазер. Плоттер. Вывески. УСЛУГИ АВТОВЫШКИ 15 метров. 294-99-44 :profi:

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5979 Сообщение Ункл » 28 янв 2022, 10:55

Про досуг и прочую внеучебную и около учебную деятельность. «Войны» физтех-школ.
Спойлер
Одно из декларируемых абитуриентам преимуществ Физтеха – коммьюнити, т.е. сильное сообщество студентов и бывших студентов, как официальное (сенат, профком, кураторы, менторы), так и неофициальное – группы, кружки по интересам и т.д.
Понемногу о каждом из элементов коммьюнити:
Самые полезные, на мой взгляд, менторы – это бывшие студенты Физтеха, большинство из которых добились карьерных успехов, как в России, так и зарубежом, и которые готовы делится опытом и оказывать желающим различную поддержку, вплоть до дальнейшего трудоустройства. Они же в рамках Физтех.Союза каждый год собирают крупные суммы денег для реализации различных программ, например, раздачи ноутбуков нуждающимся первокурсникам: проводится конкурс эссе на тему «Мой путь» на Физтех, авторы лучших (примерно половина всех участников) получают актуальные новые ноутбуки (в т.ч. и Макбуки).
Сенат и профком занимаются весьма разнообразной деятельностью: от организации досуга (организованные бесплатные выезды всех желающих, например, в батутный центр, экскурсионные поездки, например, в Тулу за символическую плату, отдых летний (на море) и зимний (на базах отдыха) за небольшие деньги, дискотеки) до встреч с магистрами-аспирантами определенных базовых кафедр и проката велосипедов. Работают по-разному в зависимости от отдела и представляющих его людей. Недавно был случай: в официальной группе профкома был вывешен красивый отчет о его деятельности за год (в том числе, с указанием финансовых затрат), в комментариях к которому студентов подверг обоснованной критике один из отделов, дескать занимаются исключительно планированием и только. На что руководитель этого отдела там же дал официальный лаконичный ответ: «Запланировал тебе за щеку». Из той же области поведение поселяющей (студентки 3-го курса). Моя, когда в общагу заселялась, была свидетельницей сцены: мама привела сыночку с баулами (не знаю как она пролезла внутрь – родителей не должны пускать), вручила поселяющей банку варенья и завела речь про то, какой он хороший мальчик, и помогите ему тут и т.д. Та с улыбкой кивала, поддакивала, даже взяла один из баулов в руки, демонстрируя желание помочь, но как только родительница скрылась, вся доброжелательность улетучилась, баул полетел на пол, а сыночке было сказано: «П..дуй в свою комнату, меня по пустякам не дергай!» Но хватает и таких, кто реально помогает.
Кураторы – студенты 2-3 курса, которые помогают «пекусам» (ПЕрвоКУрСникам) освоиться в студенческой жизни. За каждой группой закрепляется 2 куратора. Старшая своих кураторов видела живьем один раз, он сказал: «Если будете бухать – зовите меня», и все. В кураторы идут ради прибавки к стипендии, а «должностные» обязанности выполняют в меру своей порядочности и ответственности.
Кружки – их масса по разным интересам, от настолок и занятий по игре на гитаре до гачимучи.
Группы (в соцсетях). Обычно имеются официальные группы для каждого потока – создаются на первом курсе для пекусов, а потом до конца выпуска и существуют. В группы младших курсов, обычно, шастают старшекурсники, как с полезной информацией, так и «постебать пекусов) – в обратную сторону гостеприимство не работает. Периодически совершаются набеги на группы других физтех-школ в рамках «военных действий». Обычно побеждают представители ФБМФ (физтехшкола биологической и медицинской физики), выкладывая фотографии со своих лабораторных (вскрытых зверушек, заспиртованные органы и т.д.) и произведения медицински циничного юмора. Главная проблема таких официальных групп в том, что зачастую они являются единственным источником полезной и порой критически важной информации, которая тонет в огромных объемах «мусора».
Раз уж затронул тему «военных действий», то немного разовью ее. Существует неагрессивное противостояние физтех-школ. Все физтех-школы воюют с ФОПФ(ЛФИ), потому что типа «элита», которая дофига о себе думает, а ФОПФ, как правило, отвечает только ФПМИ (прикладная математика и информатика). Противостояния имеют, как официальные проявления в виде Матчей века (футбольный матч между физтех-школам, который длится 24 часа без перерыва, с бесплатным пивом для болельщиков и игроков), так и неофициальные вроде перетаскивания скамеек с бетонными основаниями от общаги одной школы к другой. Иногда случаются интересные истории:
В этом году в рамках противостояния ФПМИшники (студенты) собрали 100 тыс.руб. и обратились к Артемию Лебедеву, чтобы его дизайнеры сваяли новый логотип для их физтех-школы (эффектный и отражающий ИТ-шную суть), потому что текущий невзрачный и часто является объектом насмешек. У Лебедева есть услуга «экспресс-дизайн»: они берут 100К и, ничего не гарантируя, генерируют разные варианты, нравится тебе или нет – твоя проблема. Результаты тут.
Этот вариант был признан ФОПФами – лучшим, т.к. после байки о победе студента ФПМИ на какой-то вписке в конкурсе фелляций считается, что на ФПМИ немало лиц с нетрадиционными ценностями.
Изображение
Отзыв заказчика на результаты:
Логотип прекрасен во всех отношениях, у людей с нашего факультета, которые ничего не понимают в дизайне, сгорели пердаки, это прекрасно, пусть идут нах..й. Будем использовать данный логотип в студенческих проектах. В общем, спасибо студии!
Это речь не о с==3, а о финальном логотипе, который не сказать, что откровенно плох, но совершенно не отражает сути ФПМИ (лучшей ИТ-школы в стране).

ФОПФы тоже собрали денег (20 тыс.руб.) и задонатили Славе КПСС (есть такой «музыкант») за то, что он упомянет в одной из песен ФОПФ в положительном ключе, а ФПМИ – в негативном. Реализовано это так:
«ФОПФ отдельная страна внутри МФТИ»
«ФОПФ это колыбель РА
Шестое общежитие это Еремель 2»
«И агент ФПМИ отсосет наши х..и
Видишь агента х..ярь топором Валера Киселев горд нами»
Пояснения: Шестая общага – ФОПФовская, про Киселева (бывшего декана ФОПФ) я упоминал чуть ранее, топор – орудие, как минимум дважды, использованное на ФОПФе: один раз студент зарубил соседа по комнате, когда тот сидел на унитазе, второй – неадекват напал с топором на Сергея Капицу на территории вуза.
Локально это было одно из ярчайших событий года, которой даже в завуалированной форме упомянули в официальных итогах 2021-го года ЛФИ (ФОПФ). В общем, МФТИ оказался не таким задр..тским, как я изначально думал, учитывая поступающих туда детей. У студентов при желании может быть весьма насыщенная внеучебная жизнь, несмотря на высокую учебную нагрузку.

Ункл
Сообщения: 2377
Зарегистрирован: 27 апр 2019, 15:43
Репутация: 56
Откуда: Железногорск
Пол: Мужской

Про школу и образование

#5980 Сообщение Ункл » 28 янв 2022, 11:12

Пост для мотивации будущих абитуриентов и их родителей. На днях попалась на глаза информация о том кто, куда поступил с параллели моей старшей. Отмечу, что школа - обычная, с обычным уровнем преподавания. Параллель тоже в среднем - обычная.
Из 56 человек 23 поступили в Москву и Питер, 17 - в другие города (Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток) и только 16 поступили в красноярские вузы. Подавляющее большинство поступило по ЕГЭ на бюджет, часть (в основном в томский мед) - по целевому. Я, честно говоря, не ожидал таких раскладов.

Ответить