«Система Физтеха» была сформулирована одним из его основателей – Капицей:
1. Отбор наиболее одаренных.
2. Участие ведущих ученых в обучении студентов
3. Индивидуальный подход к студентам
4. Воспитание студентов в определенном формате, чтобы они потом без проблем работали в научных коллективах.
Сейчас эта система, по-прежнему, работает в том или ином виде:
1. Отбор – работает, главным образом, через БВИ.
2. Участие имеется, вплоть до нобелевских лауреатов, но оно появляется, как правило, на 2-3 курсе, когда студент закрепляется на базовой кафедре. Хотя тут зависит от базовой кафедры.
3. Индивидуальный подход – имеется, но тоже зависит от преподавателей. Моя старшая попала под индивидуальный подход в первый же семестр, включив в индивидуальный план дисциплину «Практика научных семинаров», в рамках которой можно выбрать несколько сценариев обучения. Почти все выбрали менторский: закрепление за аспирантом/магистром, получение научной задачи, выполнение ее с последующим докладом). Моя выбрала – статейный сценарий: выбор актуального препринта или научной статьи с arxiv (обычно это весьма сложные англоязычные портянки текста), исследование ее с самостоятельным разъяснением незнакомых терминов и обозначений (а их масса, т.к. зачастую в русском языке нет однозначных аналогов многих физических определений, поэтому для исследования 1 статьи, еще 10 англоязычных источников нужно найти и изучить), составление отчета и журнала рабочего времени с последующим докладом на семинаре, за семестр 3 статьи – по месяцу работы над каждым. Так вот, начиная со второй статьи по этому направлению моя дочь работала одна, остальные ушли к менторам. И отчетные семинары по каждой статье (кроме первой, там отчитывалась еще одна студентка) у нее были один на один с неким Киселевым, который является местной легендой: бывший декан ФОПФа/ЛФИ, много сделавший для развития физтех-школы и базовых кафедр, а ныне директор кластера академической и научной карьеры МФТИ. И вот такой важный человек приходил ради одного студента на занятие, при этом довольно оперативно отвечал на любые вопросы, заданные на личную электронную почту.
4. Воспитание косвенное имеется через поддержку физтеховского «комьюнити», круглосуточном доступе в боталки в корпусах института, где студенты могут продуктивно работать, в т.ч. коллективно, и прочие мероприятия.
Это все официальные элементы системы Физтеха, но я бы сюда включил еще два очень заметных элемента: «Вам никто ничего не должен» и «Занимание чужого места». Обе концепции меня зацепили потому, что я использую их в мотивации своих детей именно в такой дословной форме.
Первую концепцию озвучил Киселев на первосентябрьской встрече с первокурсниками (вольная интерпретация сказанного): «Вы теперь самостоятельные личности и многие из вас считают, что вы никому ничего не должны (естественно в рамках определенных ограничений). Родителям, окружающими и т.д. Это действительно так, но главное понимать, что это работает и в другую сторону: вам тоже никто ничего не должен. Никто не будет бегать за вами, тратить свое личное время сверх того, что закреплено в расписании. Вы получите ровно то, что заработали сами.» Замечательная, на мой взгляд, концепция, способствующая развитию навыков самостоятельного решения проблем, в т.ч. и научных. Учил и учу своих детей ориентироваться именно на нее, зачастую бывает так, что кто-то все-таки должен и в итоге что-то дает, и порой немало, но это отчасти следствие упорной работы в рамках этой концепции.
Но порой возникает ощущение, что этот принцип на Физтехе местами возвели в абсолют, вплоть до того, что вам и сообщать принципиально важные для вас организационные момент «никто не должен» - ищите сами, где хотите. До сих пор не оформили банковскую карту для стипендии (хотя ты писал при поступлении соответствующее заявление)? Ну так надо новое заявление, а сообщать тебе об этом никто не должен – сам узнавай. Информация по времени экзамена расположена на сайте принимающей кафедры, но информации об этом в официальных источниках нет. Преподаватель просохатил бумажные копии отчетов по лабам, хотя принимал по ним защиту, за которую выставил отлы, и проставил соответствующие неуды (за отсутствие бумажного отчета), а ты находишься в неведении об этом, потому что «никто не должен» тебе показывать журнал до наступления зачетной недели. Скоро сдавать реферат по истории, но ни темы, ни требований ты не знаешь? Ну я скинул вашему старосте все данные, но сообщать он об этом вам лично «не должен». И вот таких мелких проблем, для решения которых надо проявлять инициативу, куда-то звонить, писать, приходить, спрашивать, требовать, довольно много и все в разных местах. Даже личных кабинета у каждого студента 3 штуки:
-основной, в котором по сути всё, что нужно содержится от учебного плана и заказа справок, до начисления стипендии, оплаты за общежитие и записи к врачам,
-moodle (система электронных курсов, которая часто используется для дистанционки) – в ней реализована текущая учеба (расписание занятий, текущие оценки и т.д.), но по факту в этом кабинете были только тесты по истории и сдача реферата по ней же. По остальным предметам там даже оценок не было,
-lms – тоже система электронных курсов, которую использует кафедра иностранных языков, и на ее базе реализованы домашние задания, тесты, оценки по английскому. И это система – здорового человека, именно так оно все и должно функционировать: видно задания, график сдачи, текущий прогресс и т.д.
Не знаю, почему так реализовано, иногда создается впечатление, что это умышленно для развития самостоятельности в рамках «системы Физтеха».
Концепцию «Занимания чужого места» я, обычно, использовал как аргумент против разного рода академического мошенничества при участии в олимпиадах, сдаче ОГЭ и ЕГЭ и т.д., т.е. когда человек, куда-то проходит не за счет личных качеств, соответствующих полученному месту, а за счет «хитрожопости», которая в рассматриваемых сценариях полученному месту не соответствует. И такой человек в итоге занимает место кого-то более талантливого, но нехитрожопого.
В Физтехе многие преподаватели используют словосочетание «Ты занимаешь чужое место» в отношении студентов, которые страдают фигней в течение семестра: Ты поступил в лучший технический вуз страны, в вуз с самым высоким средним баллом ЕГЭ, обойдя большое количество талантливых претендентов, и вместо того, чтобы учиться и пользоваться предоставляемыми возможностями, ты бухаешь, играешь в доту и т.д. Вместо тебя здесь мог быть тот, кто учился бы – ты занимаешь его место. И многие, озвучивающие эту концепцию довольно активно стараются избавить Физтех от этой скверны. Несколько примеров на основе реальных историй:
- Человек приходит на экзамен. У него низкий БРС. Принимающий смотрит на посещаемость, спрашивает о причине, и, если она неуважительная, не очень лояльно принимает экзамен так, что вместе с низким предшествующим БРС человек улетает на пересду.
- Человек приходит на пересду, а ее принимает самый непримиримый борец со скверной. Принимающий приглашает всех пересдающих в аудиторию и сообщает: я вам все уже поставил неуд, т.к. вы все сюда попали по одной причине и вам в Физтехе – не место.
- Человек приходит на пересду, хорошо подготовившись, изучив всю программу семестра за неделю. Попадает на довольно вменяемого преподавателя, который перед ним поставил удосы тем, кто пересдавал ранее и большую часть неуверенно мямлил. Человек бодро отвечает по билету и на кучу доп.вопросов. Экзаменатор, посмотрев журнал, заявляет: я вижу, что ты очень способный, и мог бы учится на хор и отл, но ты уже не первый семестр пинаешь балду, занимая чужое место, поэтому я поставлю тебе неуд.
Жестковато, даже на мой вкус, хотя я не понимаю зачем рвать жопу, чтобы поступить сюда, потом бездельничать. Хватает престижных вузов, где гораздо легче учиться и проще поступить.