Иван Н,
Немцы отлично понимали, что танки с бензиновыми ДВС горят значительно лучше, чем дизельные.
Что не помешало им так и не завершить разработку танкового дизеля ни до войны, ни в ходе войны. Такие вот немцы. А наш В2 со всеми его огрехами из-за культуры производства выпускался не просто в товарных, а в массовых количествах.
Вообще у немцев была масса красивых идей, которые даже получали воплощение в металле, но по итогу оказывались ахиллесовой пятой того, на чем они были воплощены. А чего не воплотили - там и еще больше идей было
.
Книга эта примечательна не только живыми и захватывающими мемуарами нашего выдающегося БТ-военачальника (это был советский "быстроходный Гейнц" © (ты знаешь, кто это)).
В данной книге восемь глав:
1. Предгрозье.
2. Война!
3. "Внимание, танки!"
4. Повiй вiтре на Вкраiну.
5. Объятие друга.
6. Накануне.
7. Вперёд... на Восток.
8. Победа.
Крайне рекомендую тебе прочитать данную книгу.
Если не найдёшь её в Интернете (все её типографские данные я написал выше) — то, когда приедешь в Кр-ск, могу дать тебе её почитать в бумажном оригинале.
Да, надо будет посмотреть, мимо меня прошла.
И третья вкладка-приложение:
Сначала "Танки США".
Фото и подробное описание с ТТХ: "Генерал Грант", "Стюарт", "Генерал Шерман", "Генерал Першинг".
Затем "Танки Англии": "Валентайн", "Черчилль", "Матильда", "Кромвелл", "Комета".
И самое интересное в контексте данной дискуссии — "Танки фашисткой Германии": Т-III, Т-IV, Т-V "Пантера", Т-VI "Тигр", САУ "Фердинанд", "Королевский тигр", САУ "Ягдпантера", САУ "Артштурм" и вершина сумрачного тевтонского инженерного гения — 160-тонный "Маус".
Это много где есть, сейчас полно всяких изданий, у меня, например, в нескольких книгах такое есть, в частности, от Барятинского. А еще я все это живьем видел, в Кубинке (сейчас называется, как понял, парк "Патриот"), часами там гулял. И не только тобою перечисленное. Там целый ангар-павильон только немецкой техникой заставлен. А павильонов там то ли 6, то ли 8. Ты, наверное, тоже видел?
"Маус" да, здоровенный, но тут уже начинают работать другие факторы - в логике экономики войны вместо одного "мауса" лучше было бы наклепать пяток-десяток "пантер". Их и возить можно по мостам, чтобы они не обваливались, и уничтожить всех пятерых-десятерых сложнее. Но главное - масса. 160 тонн... чисто ползать по ограниченному пятачку. Конечно, здорово осознавать, что твоя боевая единица круче любой аналогичной боевой единицы, что может выставить противник. Но когда у тебя единицы единиц (а "маусов" построено то ли две, то ли три штуки, и один у нас в Кубинке упокоился) против десятка-сотни противника - утешения мало. Тебя обойдут, а потом прибьют чем-то подходящим, например, с пикировщика, которому похер на две твоих пушки в башне и 200-мм броню. Примерно так немцы воевали с нашими КВ в начале войны, ну, с теми, с которыми пришлось именно воевать (много машин было брошено и подорвано экипажами из-за технических поломок или банально отсутствия горючего).