Во-первых, все это ложь.
В России нет никакой "традиции" - не в качестве исторического предания и канона, а "вживую", здесь и сейчас. Россия это страна тотальных разводов, низкой рождаемости, заброшенной старости, отсутствия возрастных мужчин (и, значит, ноль патриархата) всеобщего цинизма, индивидуализма, культа потребления, крайне слабой религиозности (если не считать за таковую самопальное язычество и самопальную эзотерику), массового (а не только элитного) подражательства любым заграничным модам, разорванной исторической и семейной памяти, равнодушия ко всему национальному, многоэтажной бетонной застройки без чувства земли и самоощущения хозяев, и, главное, сильнейшего недоверия к любым общественным и коллективным институтам.
США - бесконечно более "традиционная" страна, нежели Россия. Там чуть не каждый второй человек Библию читал - и вам ее процитирует.
Но это ладно.
Хуже другое.
Риторика борьбы с Западом задирает планку нынешнего противостояния на заведомо недостижимую высоту, поскольку "Запад" победить нельзя. Во всяком случае, в мировой истории прецедентов не было, и даже большевики с этим не справились.
И, поставив вопрос так радикально, что ответ в любом случае будет неудовлетворительный, Россия вдобавок старательно загоняет себя в амплуа мирового зла - уже с точки зрения той стороны (не начальников тамошних, а западного мира в принципе), предъявляя абстрактно угрожающие претензии, не предполагающие рационального выхода, - и при этом не располагая ресурсами для такого противостояния.
То есть дугинический пафос "борьбы цивилизаций" - ничем на практике не подтвержденный и раздувающий реальную проблему до нерешаемого космического уровня - идеален для того, чтобы проиграть.
Но людям нравится.
Потому что торжественно, театрально, с замахом.
Мы, мол, не просто так тут, а мы за передел всего мира, за добро против зла и никаких гвоздей.
Очень грустно.
А следовало бы давным-давно - и насколько возможно твердо и громко - утверждать следующее:
У России имеются территориальные претензии к Украине в отношении ее регионов по восточной границе, а также по берегу Азовского и Черного моря. Это русские земли, населенные русскими людьми, украинизации которых - и превращению этих территорий в военный плацдарм против России - мы намерены воспрепятствовать.
Это локальная проблема двух враждебных политических наций, оспаривающих исторически, стратегически, этнически, экономически и культурно ценное приграничье.
Все, точка.
И тогда всему миру было бы ясно, что у нас произошло, и что нам на самом деле нужно.
А заодно и в русских головах навели бы простой и трезвый порядок - вместо интеллектуальной разрухи.
И решения в духе Илона Маска - это туда, это сюда, это твое, это мое, здесь такой референдум, здесь другой референдум, эти отделяются, тут автономия и тп., - сразу стали бы рациональным решением, благо всему миру известны десятки таких конфликтов, от англо-ирландского и греко-турецкого до индо-пакистанского.
Дело тяжелое, часто трагичное, но в каком-то смысле банальное. Можно решить.
Но не тут-то было.
Это для нас слишком мелко. Нам надо бороться с мировым злом.
Ну-ну.