Это да... есть сильная проблема в Европе
Закрыто для бедных: как Европе побороть туристическую чуму — Bloomberg
Ряд городов уже не справляется с сумасшедшим наплывом путешественников. Чтобы привлечь туристов побогаче и избавиться от толп на улицах, популярные туристические направления испробовали как инновационные, так и репрессивные меры, но этого все равно мало. Туристический сезон только начался, но европейские города уже трещат по швам от наплыва путешественников.
В конце мая сотрудники Лувра устроили однодневную забастовку — они жаловались, что не справляются со все разрастающимися и довольно настойчивыми толпами посетителей. Центр хорватского Дубровника, засветившийся в «Игре престолов», физически не может вместить более 8 тыс. человек единовременно. Но за три первых месяца поток устремившихся туда туристов вырос на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 101,3 тыс. человек. Не помогло даже ограничение на швартовку круизных лайнеров.
Путешествия стали почти такими же доступными, как фастфуд. А количество поездок, совершенных путешественниками по всему миру, достигло отметки 1,4 млрд посещений в прошлом году — на два года раньше, чем прогнозировала Всемирная туристская организация. Половина этих поездок пришлась на Европу — рост по сравнению с 2017 годом составил 6%. Например, в 1995 году люди совершали всего 525 млн поездок.
Многие путешественники, конечно, рады, что цены на авиаперелеты снизились, лоукостеров стало больше, сервисы вроде Airbnb и Booking.com полностью изменили ситуацию со средствами размещения, а мобильные устройства с точными картами теперь можно использовать почти везде. Можно также порадоваться за ретейлеров, отельеров, владельцев музеев и всех тех, кто зарабатывает на туристах. Евросоюзу достается чуть меньше трети денег туристов со всего мира, в 2016 году путешественники потратили в странах ЕС €342 млрд — на €27 млрд больше, чем жители ЕС оставили во время путешествий в странах за пределами Европы.
Не хотелось бы, чтобы все, кто зарабатывает на путешествиях, лишились средств к существованию. А если туризм снова превратится в привилегию богатых, как это было в «золотой век авиации» в середине прошлого столетия, то в этом тоже мало хорошего. Да и местным жителям, которые винят туристов в росте цен и других своих неприятностях, тоже не всегда можно посочувствовать. На это есть две причины. Во-первых, вряд ли страдающие местные жители сами никуда не ездят и не превращаются в тех самых ненавистных им же туристов. Во-вторых, доходы от туризма, как правило, идут на развитие инфраструктуры городов. Так что зачастую местные жители просто не отдают себе отчет в том, от чего они хотят отказаться.
Но возникает вопрос: что в сложившейся ситуации современные туристы могут увидеть во время поездок по Европе? Лес из селфи-палок в Лувре? Засилье баров в Еврейском квартале в Будапеште, из которого разбежались почти все местные жители? И как теперь пройтись по главной площади Праги, без того чтобы вас раз десять не толкнули локтем в бок? А что делать в Барселоне, где, чтобы вас не затоптали толпы отдыхающих, приходится не только обходить главные улицы, но и избегать любых мало-мальски интересных мест? И куда отвести гостя в центре Берлина, если редкий ресторан рассчитывает, что хоть кто-то заглянет туда дважды?
Наплыв туристов — это не просто абстрактное понятие. Его легко можно измерить c помощью конкретных показателей концентрации туристов (количество ночевок туристов на 1 кв. км) и интенсивности (соотношение ночевок в гостиницах и других средствах размещения и постоянного населения города). Посвященный так называемому феномену сверхтуризма доклад ЕС показал, что около 105 направлений страдают от чрезмерного наплыва путешественников — концентрация туристов в них в три раза выше, чем в других регионах, а насыщенность туризма превышает стандартные показатели вдвое. Ожидаемо, что в списке атакованных туристами направлений оказались Венеция, Прага, Париж и Барселона. Но также туда попали Дублин, остров Скай в Шотландии, Копенгаген, португальская Синтра, центр Варшавы и Плитвицкие озера в Хорватии. Эти регионы привлекают меньше туристов, чем традиционные популярные направления, но хуже справляются с наплывом гостей.